Паразиты имитируют человеческие белки для получения «готовой еды» из кишечника

Лямблии или жиардии – паразиты отвечающие за наиболее распространенные болезни ЖКТ, могут имитировать функции человеческих клеток для расщепления структур кишечника и питания ими.

К таким выводам пришла команда специалистов Университета восточной Англии, изучавшая секрет успешного выживания паразитов, интересовавший ученых более 300 лет.

Исследователи выяснили, что лямблии вырабатывают 2 основных типа белков, позволяющих им проникать через защитную слизь кишечника, разбивать связи, удерживающие клетки вместе для обеспечения простого доступа к содержащимся в них питательным веществам. Паразиты провоцируют гиардиоз, который ежегодно диагностируют более чем у 500 000 человек. Команда хотела лучше понять, как деятельность лямблий вызывает более сильные симптомы у некоторых пациентов.

Выяснилось, что один из производимых протеинов имитирует тенасцины. У человека эти белки управляют приклеиванием клеток в процессе заживления ран и перестройки тканей. Они помогают структурам рассоединяться по необходимости, уравновешивая склеивающие их протеины. Лямблии научились вырабатывать очень похожие белки и запускать этот процесс. При этом паразитарные тенасцины нарушают баланс организма, предотвращая скрепление клеток.

Проект представлен в GigaScience.

«Мы открыли новую модель развития этой болезни в кишечнике. Теперь можно объяснить, почему некоторые люди переживают более тяжелые симптомы. Лямблии разрушают клеточные барьеры, получая доступ к питательным веществам. В результате этой «готовой едой» могут воспользоваться и бактерии, усиливая последствия гиардиоза», — сказал доктор Кевин Тайлер, старший автор работы.

На следующем этапе команда хочет выяснить, поможет ли нейтрализация этих белков создать более эффективное лечение. Она также планирует выявить отличия в молекулах, от которых зависит тяжесть симптомов.