«Забытый» антибиотик дает надежду в борьбе с худшими супербактериями

Октапептин, антибиотик, на который мало обращали внимания с момента открытия 40 лет назад, может помочь в разработке новых лекарств от опасных для жизни инфекций, вызываемых некоторыми супербактериями.

Исследователи из Института молекулярной бионауки Университета Квинсленда синтезировали антибиотик и повысили его эффективность в борьбе с устойчивыми к медикаментам бактериями. Затем специалисты объединились с сотрудниками Университета Монаша для оценки препарата на животных моделях инфекции.

Проект, по словам профессора Мэтта Купера, директора Центра по борьбе с супербактериями ИМБ, был реализован из-за срочной потребности в новых лекарствах на фоне растущей устойчивости патогенов к крайним мерам лечения.

«Октапептины были открыты в конце 70-х годов прошлого века. Но их не выбрали для дальнейшего развития, так как в то время наблюдалось обилие новых антибиотиков, а в сфере их исследования и разработки действовали тысячи людей, — сказал специалист. – Сейчас в отрасли осталось очень мало специалистов и новых решений. Использовав современные процедуры открытия препаратов, мы решили повторно оценить эффективность средства против супермикробов».

В частности, ученые сосредоточились на грамотрицательных бактериях. Этот вид сложнее уничтожить из-за наличия дополнительной мембраны, которая часть прячется под капсулой или слоем слизи. Оболочки выступают как камуфляж, скрывая болезнетворные организмы от лекарств и иммунной системы.

«Развитие иммунитета к меропенему и колистину, антибиотиков для крайней терапии, указывает на срочную потребность в новых решениях. – сказал профессор Купер. – Октапептин продемонстрировал сильную противомикробную активность против устойчивых к медикаментам грамотрицательных бактерий в ранних доклинических испытаниях. Он также оказался менее токсичным для почек, чем колистин».

Специалист отметил, что исследование положило основу для создания нового поколения антибиотиков для лечения угрожающих жизни инфекций.

Проект представлен в журнале Cell Chemical Biology.