Русские узоры могут зарегистрировать в качестве товарных знаков‍

Узоры русских народных мастеров хотят зарегистрировать, как товарные знаки. С такой инициативой выступили Национальный союз народных художников и Ассоциация артиндустрии. Предложение направлено на рассмотрение Минпромторга России.

Узоры, характерные для народных промыслов, могут зарегистрировать в качестве товарных знаков. С таким предложением в Минпромторг обратились Ассоциация участников рынка артиндустрии и Национальный союз народных художественных промыслов.

Если идею воплотят в жизнь, производителям придется платить роялти, чтобы оформлять свои товары. Авторы инициативы считают, что таким образом можно будет эффективно бороться с контрафактом, а также привлечь в бюджет дополнительные деньги. Президент Ассоциации участников рынка артиндустрии Ирина Егорова в беседе с «Известиями» отметила, что они предлагают зарегистрировать право на товарные знаки на государство в лице Минпромторга.

«Будут основания для предъявления претензий тем, кто незаконно выпускает продукцию. К сожалению, пока на таможне нет барьеров, и такие товары приходят из Китая и Турции. После регистрации таможня сможет не пускать продукцию, сходную до степени смешения», — рассказала Егорова.

Сейчас названия «Гжель», «Хохлома», «Жостово» зарегистрированы в качестве наименования места происхождения товара. Однако эта регистрация не позволяет действенно бороться с контрафактом, поэтому появилось предложение зарегистрировать в качестве товарных знаков узнаваемые узоры. Компании, решившие использовать их, должны будут купить лицензию. Доход может составить 300–500 млн рублей в год, считают авторы инициативы.

«К сожалению, пока на таможне нет барьеров, и такие товары приходят из Китая и Турции. После регистрации таможня сможет не пускать продукцию, сходную до степени смешения», — пояснила она.

Если инициатива будет принята, то решившие использовать народные узоры компании должны будут купить лицензию. Доход от роялти может составить до 500 млн рублей в год. По мнению Егоровой, производителям сегодня выгодно при оформлении продукции использовать народные мотивы, которые «подчеркивают «русскость» продукта».

«Но эти художественные особенности никак не защищены и принадлежат всем и никому. Кто-то скачивает из интернета и нарушает права конкретных авторов, кто-то нанимает дизайнеров. И таким образом особенности и смысл промысла размываются в сознании потребителей», — заключила она.

Глава АУРА Ирина Егорова пояснила газете, что право на товарные знаки предложили регистрировать именно на Минпромторг. По ее словам, это даст возможность сформировать механизмы для борьбы с контрафактом из Китая и Турции и принесет около 300–500 млн руб. в год. Для использования народных художественных элементов компаниям придется приобретать лицензии, подытожила она.

В федеральный перечень организаций народно-художественных промыслов входит 127 предприятий из 51 российского субъекта. По данным «Известий», в 2016 году на общую поддержку отрасли народных промыслов выделили более 1 млрд руб., 15% из которых — на долю региональных бюджетов.