Автоэксперты положительно оценили поправки Минфина к закону об ОСАГО‍

Поправки Минфина России к закону об ОСАГО призваны вернуть доверие автомобилистов к страховщикам и отделить «плохих» водителей от «хороших» – тех, кто не нарушает ПДД, однако вынужден платить из своего кармана за чужие аварии, заявили опрошенные РИА Новости автоэксперты.

Новые поправки в закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), предложенные Министерством финансов РФ, вызвали противоречивые мнения в обществе. Специалисты авторынка, автострахования и сопутствующих отраслей смотрят на вопрос либерализации тарифов ОСАГО по-разному, но едины в одном: ныне существующую тарификацию, её принцип, необходимо срочно менять. Есть возражения и против самого обязательного страхования автоответственности.

«Страховщики предлагают сейчас три тарифа ОСАГО — эконом, бизнес и премиум-класса для людей по расширенной страховке. Если раньше это было ДСАГО (добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. — Прим. ред.), то теперь обязательно какой-то вы должны выбрать», — рассказал «Российской газете» о сути поправок Сергей Канаев, президент Федерации автовладельцев России.

Правда, эта система несет в себе и риски для автовладельцев. «В некоторых регионах могут просто отсутствовать эконом-полисы, страховщики будут уже не дополнительные услуги навязывать, а допустим, склонять к покупке полиса премиум-класса», — отмечает Сергей Канаев.

Банк России уже сейчас готовит замечания к разработанному минфином проекту федерального закона. Об этом сообщили «РГ» в пресс-службе регулятора. «В целом Банк России поддерживает инициативы, направленные на либерализацию тарифообразования в сфере ОСАГО, при этом подход, изложенный в законопроекте, с нашей точки зрения, не является оптимальным в ситуации, сложившейся на данном рынке. Банк России проводит дополнительные обсуждения с заинтересованными сторонами, в том числе с РСА и актуарным сообществом, с целью выработки более сбалансированного подхода к либерализации тарифов по ОСАГО», — отметили в ЦБ.

При этом министерство не отказалось от заявленной ранее идеи выпустить на рынок три вида полисов: с лимитами выплат 500 тыс. руб. по вреду жизни и здоровью и 400 тыс. руб. по имуществу (такие действуют сейчас), а также варианты с выплатами в 1 млн руб. по жизни и 1 млн руб. по имуществу и 2 млн руб. по жизни и 2 млн руб. по имуществу.

Как следует из текста проекта, страховщик будет не вправе отказать клиенту в заключении договора по выбранному им варианту или навязывать альтернативу. Водителям предлагается также дать возможность приобретать полис на срок больше года.

Размер неустойки, которую страховщик заплатит за просрочку направления клиенту мотивированного отказа в выплате, составит 200 руб. в день, но не более 10 тыс. руб. В целом, как говорится в пояснительной записке к проекту, изменения направлены на «повышение качества удовлетворения потребностей страхователей» и «продолжение вектора перехода от жесткого регулирования к регулированию, обеспечивающему условия для конкуренции страховщиков не только по цене, но и неценовым факторам».

Идеи Минфина вызвали ожидаемое недовольство страховых компаний. “Ъ” уже писал о том, что, по оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), коэффициент убыточности сектора в целом по РФ превышает 100%, и компании сокращают свое присутствие на этом рынке. Так, «Росгосстрах» в июне впервые за всю историю ОСАГО уступил первое место по сборам ближайшему конкуренту — «РЕСО-Гарантии», причем в этой компании признавались, что «также сдерживают рост в этом сегменте всеми законными методами».

 По информации “Ъ”, правление РСА уже отправило свои предложения к проекту в Минфин. Как следует из таблицы поправок от страхового сообщества (также есть в распоряжении “Ъ”), союз возражает против повышения лимитов до 1–2 млн руб., настаивая на сохранении нынешних 400–500 тыс. руб. Страховщики видят риски мошенничества со стороны клиентов при продаже «улучшенных» полисов. Кроме того, рынок настаивает на сохранении коэффициентов мощности и территорий, утверждая, что они могут быть исключены только при окончательно свободных тарифах. Максимальный размер цены полиса в РСА хотят ограничить не трех-, а пятикратным значением базовых тарифов. Страховщики также выступают за самостоятельное распоряжение повышающими коэффициентами (например, при нарушении ПДД) и настаивают на исключении из проекта многолетних договоров, мотивируя это тем, что потребуется глобальный перерасчет тарифов. Кроме того, рынку не нравится установка за свой счет средств телематики на автомобиль клиента.

Уже на этой неделе состоится совещание в Минфине по поправкам. “Ъ” будет следить за развитием событий.