«Обонятельным» тканям требуется воспаление для регенерации

Мышиные модели, разработанные для понимания негативного влияния хронического воспаления при синусите на обоняние, неожиданно показали специалистам медицинской школы Университета Джона Хопкинса, что этот процесс необходим для регенерации «нюхательных» тканей.

Процессы и химикаты, изначально травмирующие клетки, впоследствии играют важную роль в их восстановлении. Свои выводы группа представила в журнале PNAS. Исследование позволяет лучше понять, как обонятельные ткани восстанавливаются после повреждений, спровоцированных вирусами, токсичными химикатами, газами или аллергенами.

«Воспаление, связанное с иммунными реакциями в ответ на вторжение, похоже, является частью единой системой, связанной с восстановлением тканей. Нормальное излечение обонятельной системы без него произойти не может, — сказал профессор Эндрю Лейн. – Но больше не всегда лучше. Продолжительное воспаление приведет к гибели обонятельных нейронов и подавлению их регенерации. В результате теряется способность чувствовать запахи».

В ходе опытов ученые давали мышам метимазол, напрямую повреждая обонятельные ткани. Выждав день, грызунов лечили инъекциями стероидов. Затем ученые делали биопсию для проверки количества базальных стволовых клеток и их активности. У мышей, не получавших стероиды концентрация этих структур была на 45% больше. У этой группы наблюдалось удвоенные, в сравнении с обработанными особями, уровни продуктов гена воспалительных молекул TNF-a и IL-1. Животные, прилучавшие стероиды, продемонстрировали наличие воспалительного предвестника NF-kB в обонятельных стволовых клеток.

Затем ученые использовали модифицированных грызунов. У мышей, выведенных без рецептора TNF-a и гена NF-kB, через 2-3 дня после повреждения количество новых делящихся стволовых клеток было почти на 50% меньше, чем у обычных животных. Выводы на молекулярном уровне показывают, как иммунитет может общаться с обонятельными тканями, стимулируя их начать процесс исцеления. Доктор Лейн намерен выяснить, как лучше всего запускать воспаление для регенерации клеток.