Татфондбанк испортил кредитные истории своих заемщиков

вклады

Клиенты лишенного лицензии Татфондбанка, несмотря на своевременное погашения кредитов, попали в число неплательщиков с испорченными кредитными историями. Об этом сообщает РБК, проанализировавший финансовые форумы в интернете с жалобами клиентов банка. По словам части розничных заемщиков, их платежи не были зачтены в то время, когда банк испытывал проблемы и находился под управлением временной администрации.

В Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) подтвердили эту информацию.

«В Татфондбанке клиенты, которые возвращали займы по кредитам в период моратория, до сих пор имеют задолженность перед банком. Погашение в ряде случаев не было зачтено»,— сообщил глава АСВ Юрий Исаев.

 

Он подчеркнул, что агентство решает эту проблему. «Склоняемся к тому, чтобы соблюсти «дух закона» и учесть данные погашения»,— заявил господин Исаев. По его словам, в АСВ началась работа над созданием IT-модуля, который позволит «оперативно зачислять денежные средства заемщиков банка в счет погашения кредитов и процентов по ним, а также предоставлять оперативную информацию клиенту».

По словам банкиров и юристов, тот факт, что в период моратория платежи по кредитам не были зачтены, противоречит не только духу, но и букве закона. Они объясняют, что при введении моратория на расчеты с кредиторами замораживаются все платежи на дату введения моратория. Платежи же, которые поступили в погашение кредитов, банк должен исполнять. По словам источников РБК, с порчей кредитной истории столкнулись порядка 20 тыс. заемщиков Татфондбанка. Собеседники РБК не припоминают, чтобы подобная ситуация в таком масштабе когда-либо случалась на российском банковском рынке.

Сумму искусственно созданной просрочки источники РБК не называют. По их мнению, она невелика — несколько десятков миллионов рублей, ведь речь идет о ежемесячных взносах процентов по кредитам за несколько месяцев. «Но в данном случае важен сам факт того, что это произошло», — говорит один из собеседников РБК.

Как пояснила директор юридического департамента Объединенного бюро кредитных историй Виктория Белых, в зависимости от учетной политики банк может относиться к одноразовым просрочкам, которые возникли в середине кредитной линии, двумя способами. Первый — это когда банк при поступлении новых средств от должника погашает самую раннюю его невыплату. Таким образом, просрочка ежемесячно будет переноситься, и если месячный платеж был просрочен единожды, то просрочка не составит более 30 дней. Второй путь — это зафиксировать дату просрочки и отсчитывать от нее срок. Если у заемщика была одна ежемесячная просрочка полгода назад, то его просрочка составит 180 дней.

По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, обычно банки предпочитают второй способ. Если у заемщика была разовая просрочка, но кредит он потом все-таки погасил, эта информация все равно будет обозначена в кредитной истории, говорит он.

При получении нового кредита у заемщиков могут возникнуть проблемы, говорят представители бюро кредитных историй. «Если он снова обратится за кредитом, то банки могут обратить на это внимание и предложить менее выгодные условия — более высокую ставку и меньший лимит, если это кредитная карта», — отмечает Волков.

Стоит сказать, что в период со дня отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и до принятия арбитражным судом решения о признании банка банкротом (ликвидации) заемщик обязан погашать задолженность по кредиту в порядке и по реквизитам, установленным временной администрацией по управлению банком. По словам директора по комплаенсу «„Ак Барс“ Банк» Айдара Багавиева, соответствующая информация размещается временной администрацией на сайте банка или предоставляется по месту его нахождения. В случае отсутствия такой информации заемщик обязан погашать задолженность по кредиту согласно утвержденному договором графику платежей по прежним реквизитам.

«После принятия арбитражным судом решения о признании банка банкротом (ликвидации) и назначения конкурсного управляющего (ликвидатора) заемщик обязан погашать задолженность по реквизитам, размещенным на сайте Агентства (http://www.asv.org.ru/) в разделе „Ликвидация банков“ на странице соответствующего банка.

Такая информация публикуется не позднее 10 дней после открытия ликвидационной процедуры. Кроме того, конкурсный управляющий (ликвидатор) направляет всем заемщикам письма с указанием платежных реквизитов для погашения задолженности», — отметил, А. Багавиев.

Ситуация похожая на сбой, который породил вход временной администрации, по словам банкиров, противоречит букве закона, поскольку платежи, которые поступили в период моратория на погашение кредитов, банк должен исполнять.
«Банкротство и ликвидация банка не освобождает его заемщиков от обязанности обслуживать и выплачивать долг, только в случае ликвидации долг будет выплачиваться другому лицу, скорее всего, другому банку.

Заемщик в любом случае будет обязан погасить долг, даже если банк обанкротился, но, например, если правопреемником по кредитам станет другой банк, то может пройти время, пока сменятся платежные реквизиты, по которым заемщик переводит деньги в банк в счет погашения кредита, поэтому заемщику обанкротившегося банка надо как можно скорее после того как он узнал о банкротстве банка, обратиться в АСВ или узнать на ее сайте новые платежные реквизиты, чтобы не подпасть под штрафные санкции.

Если правопреемником по кредиту станет другой банк, то заемщику надо будет узнать, не повысится ли процентная ставка по его кредиту и обязательно хранить экземпляр договора с предыдущим банком, чтобы условия его предыдущего договора не были бы произвольно изменены другим банком. Для оспаривания информации в кредитной истории заемщик может обратиться к конкурсному управляющему банка и попросить исправить информацию, передаваемую в бюро кредитных историй», — подытожила тему замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.

Комментарии